1984 году на экраны вышел фильм режиссера Эльдара Рязанова «Жестокий романс», снятый по мотивам знаменитой пьесы «Бесприданница» Александра Островского. Это сейчас кинолента занимает почетное место в золотом фонде отечественного кинематографа.
А тогда, после выхода фильма на экраны, критики разразились гневными рецензиями. Режиссёра обвиняли в глумлении над шедевром русской классики, опошлении героев, непозволительно вольной трактовке сюжета пьесы.
Музыка к фильму также вызвала недоумение у критиков. Они посчитали, что произведениям поэтов двадцатого века не место в экранизации пьесы, события которой происходят в прошлом веке.
Эльдар Александрович изначально хотел использовать в фильме знаменитые старинные романсы, но впоследствии отказался от этой идеи, решив, что произведения, знакомые зрителю уже много лет, не впишутся в поэтику киноленты. Он взялся изучать творчество поэтесс девятнадцатого века, надеясь подобрать стихотворения для романсов главной героини «Жестокого романса», но безуспешно.
Позже он вспоминал: «Всё казалось мне чересчур архаичным. И тогда я прибег к помощи моей любимой Беллы Ахмадулиной, к содействию невероятно чтимой Марины Цветаевой.
У них я нашел то, что мне было нужно. Правда, их стихотворные строки звучат сложнее, чем могло бы быть в эпоху Островского… Но это обогащало, по моему мнению, героиню, говорило о многогранности ее внутреннего мира. »Песни в кинофильме «Жестокий романс» прозвучали в исполнении замечательной певицы Валентины Пономаревой.
Послушайте романс на стихи Марины Цветаевой «Под лаской плюшевого пледа».
Здесь сошлось все: музыка Андрея Петрова, поэзия Цветаевой, задушевный голос и исполнительское мастерство Валентины Пономаревой, красота Ларисы Гузеевой.